rss
 
02.01.14

В 2013 ГОДУ НАС ЖДЕТ ПОВЫШЕНИЕ ТАРИФОВ ОСАГО

Премьер-министр России Дмитрий Медведев направил в Госдуму законопроект изменений в правилах ОСАГО — и для автомобилистов в нем есть как плюсы, так и минусы. Самое главное, принятие проекта поправок приведет к повышению тарифов ОСАГО. Сейчас базовая ставка полиса для легковой машины — 1 980 рублей, но ее предложено увеличить на 25% — до 2 475 рублей. Как говорится в проекте, новые тарифы ОСАГО позволят увеличить размеры максимальных страховых выплат. Но вот что интересно: согласно поправкам новые лимиты выплат начнут действовать только через 15 месяцев после вступления закона в силу. То есть целый год мы будем платить за ОСАГО по новым тарифам, а что получим взамен? Сразу же после вступления поправок в силу страховщики будут обязаны предоставлять водителю выбор: получать в качестве компенсации по ОСАГО направление на ремонт или деньги в кассе. Сейчас такая альтернатива доступна только владельцам полисов КАСКО. Направление на ремонт должно защитить потерпевших от занижения оценки ущерба: согласовывать сумму страховая компания и СТО будут между собой на основании заключения независимой экспертизы, а клиент просто получит назад исправный автомобиль. Правда,законопроект никак не оговаривает, какой сервис-центр должен проводить ремонт — официальный или «серый». При заключении договора КАСКО страховщики сейчас берут дополнительную премию за возможность направить автомобиль на ремонт к официальному дилеру (прибавка в среднем 7% к цене полиса) либо в сервис по выбору клиента (в среднем плюс 16%). Повышения максимальных выплат за вред здоровью или гибель (сейчас это не более 160 тысяч рублей) стоит ждать только к концу 2014 года. Новый законопроект поднимает лимит до 500 тысяч рублей, причем в рамках этой суммы страховщик обязан будет покрыть и дополнительные расходы на лечение, если последствия травм проявятся уже после того, как пострадавший получил основную сумму выплаты. Увеличится и «потолок» компенсации за повреждение имущества. Сейчас он составляет 120 тысяч рублей, если в аварии участвовали две машины, и 160 тысяч, если участников ДТП оказалось больше. В тарифах ОСАГО 2013 лимит в обоих случаях вырастет до 400 тысяч рублей. Важно, что теперь на эти 400 тысяч сможет рассчитывать каждый из пострадавших в ДТП. Ведь по действующему закону об ОСАГО в тех авариях, где потерпевшими было признано больше двух водителей, общая страховая выплата в пределах лимита просто делится между ними поровну. А часть стоимости ремонта, которая не покрывается этими деньгами, сейчас необходимо взыскивать с виновника в судебном порядке. Новые тарифы ОСАГО 2013 призваны сделать более распространенным оформление ДТП по упрощенной системе без участия полицейских. Эта процедура называется европротоколом, а водители могут ей воспользоваться, если в аварии участвовали только два автомобиля, нет жертв и один из автомобилистов признает себя виновником. Но сейчас порог возмещения по европротоколу — лишь 25 тысяч рублей, и водители, опасаясь «продешевить», избегают такого оформления аварий. Новые поправки увеличат этот лимит вдвое — до 50 тысяч, а в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Московской областях — до 400 тысяч рублей. Но там к европротоколу в любом случае должны быть приложены фото- или видеоматериалы с места происшествия. При этом не стоит забывать, что если автомобиль застрахован еще и по КАСКО, то оформление аварии через полицию по-прежнему необходимо. Кто больше выиграет от новых тарифов ОСАГО? Сегодня объем компенсаций, которые компании выплачивают по верхней ставке лимитов, — всего 3,2% от общего объема возмещений. А средние значения выплаченных сумм сильно ниже даже нынешних пределов — 21 300 рублей за материальный ущерб и 31 385 рублей за вред здоровью. Вырастут ли эти показатели в случае изменения закона об ОСАГО? Доходы же страховщиков точно увеличатся как минимум на 25%. А ведь, по данным Российского союза автостраховщиков, и нынешние правила страховым компаниям не то чтобы в тягость: в 2011 году они заработали на ОСАГО 106,3 млрд рублей, а выплатили лишь чуть больше половины этой суммы — 56 млрд рублей! Конечно, наши тарифы на ОСАГО довольно демократичны по европейским меркам: например, в Германии и во Франции средняя стоимость обязательного страхования — 800 евро в год, в Испании — 400 евро, причем там не принято обращаться в страховую, например, из-за поцарапанных бамперов. Наши страховщики помимо прочего пролоббировали выведение ОСАГО из-под действия закона о защите прав потребителей. Для них это стало актуально после того, как 28 июня прошлого года Верховный суд своим постановлением подтвердил право автомобилистов выяснять отношения со страховыми компаниями в том же порядке, что и с другими продавцами товаров и услуг, — в суде по месту собственного проживания, а также требовать штраф за неправомерную задержку выплаты (50% от ее суммы) и компенсацию за моральный ущерб. После этого деньги со страховщиков стало получать заметно проще. И они начали сопротивляться! Новый законопроект — это попытка отката к прежним «правилам игры»: неустойка привязана не к сумме самой выплаты (порядка десятков и сотен тысяч рублей), а к цене полиса ОСАГО, необходимость компенсировать моральный ущерб упразднена, рассмотрение дел о претензиях к страховщикам возвращается в суды по месту регистрации самих компаний. Госдума начала работу 9 января. Будут ли приняты новые тарифы ОСАГО мы узнаем через месяц, после рассмотрения госдумой. Надеемся, как минимум последний пункт — о выведении ОСАГО из-под действия закона о защите прав потребителей — без коррекции не оставят.

В 2013 году нас ждет повышение тарифов ОСАГО