rss
 
24.01.13

БЮДЖЕТ СТРОИТЕЛЬСТВА ЗСД

Западный скоростной диаметр обойдется Санкт-Петербургу почти в 213 млрд. руб. Изначально строительство оценивалось в разы дешевле – в 57 млрд. руб., но проект быстро дорожал в связи с инфляцией и ростом цен на строительные материалы. Планировалось, что средства на реализацию проекта будут поступать из трех источников — государственного бюджета, казны города и от частных инвесторов.

Затем было принято решение, что в течение нескольких лет строительство будет вестись только за счет средств городского и федерального бюджетов, а в 2011 году к нему привлекут частных инвесторов.

Конкурсы и инвесторы ЗСД

В 2006 году был объявлен конкурс на место инвестора для строительства ЗСД. Несколько раз срок подачи продлевался, и только в середине 2007 года были определены четыре претендента: консорциум «Западный скоростной диаметр — Невский меридиан», консорциум «Санкт-Петербургская скоростная магистраль Б.В.», австрийская компания MLA Liferachfalt и испанская Vencida.

Все, кроме «Невского меридиана», выбыли из игры, однако выяснилось, что одному концессионеру финансирование строительства не под силу. Объявить второй конкурс помешал кризис. Банки отказались выдавать кредиты основному инвестору, и город временно перестал привлекать средства к строительству автомагистрали. Предполагалось, что в 2010–2011 годах трасса должна строиться только за счет федерального и городского бюджетов. В результате были сдвинуты сроки окончания работ. Весной этого года интерес к проекту проявили китайские инвесторы.

В начале лета 2011 в рамках Петербургского международного экономического форума было подписано соглашение со Сбербанком России о финансировании строительства ЗСД. Конкурс на право строительства центрального участка завершился в начале августа 2012 года. Стоимость самого сложного отрезка трассы, проходящего по акватории Невской губы Финского залива, оценивается в 120 млрд. руб.

В конкурсе приняли участие два консорциума — «Магистраль Северной столицы» в составе итальянской Astaldi и турецкой Mega Yapi, ВТБ, Газпромбанка и кипрской GPB Infrastructure; и БКК «Магистраль», в которую входит Балтийская дноуглубительная компания Андрея Кобзаря, «Терра нова», «Сбербанк инвестиций», «Мостоотряд №19», Renaissance Construction, австрийская Porr AG, французская Vincti Concession, бельгийская Jan de Nui и кипрская Oliverbridge Investments.

Консорциум МСС обещал построить участок за три года, что на целый год меньше срока, предложенного БКК, а также претендует на меньшую гарантированную годовую выручку от эксплуатации ЗСД — 9,67 млрд. руб. вместо 16,15 млрд. руб. у конкурентов. Эти аргументы стали решающими для принятия решения. С консорциумом МСС будет заключен трехсторонний договор с применением механизма государственно-частного партнерства. Инвестор должен вложить не менее 80 млрд. руб. в стройку.

Остальные средства поступят из бюджетов России и Санкт-Петербурга, ресурсов Инвестфонда РФ и доходов от размещения облигаций ОАО «Западный скоростной диаметр». По завершении строительства концессионер будет осуществлять платную эксплуатацию всей трассы в течение 30 лет с прибылью 9,67 млрд. руб. Если сумма окажется меньшей, то разница будет выплачена из бюджета. Для того чтобы повысить эффективность проекта, Санкт-Петербург предоставит льготы по налогу на имущество, которые могут дать еще 117,5 млрд. руб. экономии.

Цели строительства ЗСД

Транспортная проблема — одна из самых актуальных в Санкт-Петербурге. Для эффективного передвижения более 1,5 млн. автомобилей необходимо 200 квадратных километров дорог вместо 40, которые имеются сейчас. Разница ощутима, тем более что ежегодно в городе прибавляется более 600 машин. Еще одна цель строительства Западного скоростного диаметра — обеспечение транспортной связи южной, северной и западной частей города. Трасса позволит обойти исторический центр города, уменьшить нагрузку на памятники архитектуры и разгрузить дороги от транспорта.

Скоростная трасса обеспечит транспортную связь с автодорожными выходами в Москву, регионы России, а также страны Балтии и Скандинавии. Западный скоростной диаметр должен стать панъевропейским транспортным коридором.


Бюджет строительства ЗСД